Информация для юридических и физических лиц28 февраля 2020
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограмм, ввезенных в РФ или произведенных в РФ» и пунктом 3 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ с 27 сентября 2019 года беспилотные гражданские воздушные суда (далее – гражданские БВС, БВС) с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат обязательному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для постановки БВС на учет владелец представляет заявление о постановке БВС на учет с приложением фотографии судна в Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (г. Москва, Ленинградский проспект, д.37 к.2 тел. 8(800)200-6-55, 8(495)601-08043). Процедура постановки БВС на учет осуществляется в рамках государственной услуги. Учетный номер БВС, присвоенный при постановке на учет, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов (по состоянию на 13.10.2019 всего в России получено заявлений о постановке на учет 1934, отказано 2, поставлено на учет 735). В соответствии с пунктом 49 постановления Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (с учетом изменений, внесенных постановлением правительства от 03 февраля 2020 года №74 «О внесении изменений в ФАП-№138») (далее – ФАП-№138) полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) выполняется при наличии у пользователя воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления. При комитете городского обустройства администрации г. Иркутска в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 29 ноября 2017 года № 031-06-1116/7 «О Положении о выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над городом Иркутском, посадки (взлета) на расположенные в границах города Иркутска площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации» действует комиссия, рассматривающая и выдающая разрешение на выполнение полетов беспилотных воздушных судов. В соответствии с пунктом 52 ФАП-№138 использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства, посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства. В случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высоте менее 150 метров от земной или водной поверхности:
Ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства предусматривается статьей 11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства»:
В соответствии пунктом з3 статьи 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 года №40 «О федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-разыскных и антитеррористических мероприятий, а также в случаях указанных в статьях 14.3 (Применение оружия) и 14.5 (Применение специальных средств) № 40-ФЗ. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В иных случаях факты незаконного использования воздушного пространства должны быть задокументированы сотрудниками полиции, материалы КУСП передаются в государственный авиационный надзор Ространснадзора. В период с 26 августа 2019 года по настоящее время по ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ ВС ТОГАН УГАН НОТБ по СФО Ространснадзора за незаконное использование воздушного пространства с использованием беспилотных воздушных судов привлечено к административной ответственности 4 физических лиц (штрафы в размере 15 000 – 30 000 рублей) и 1 индивидуальный предприниматель (штраф в размере 50 000 рублей). |