95 лет со дня образования Восточно-Сибирского управления гражданской авиации

22 июля 2021

Уважаемые коллеги!!!

22 июля 2021 года исполняется 95 лет со дня образования Восточно-Сибирского управления гражданской авиации - одного из старейших в стране.

В июле 1926 года было заключено соглашение между Российским воздушным флотом, Министерством иностранных дел СССР и Министерством народного хозяйства Монгольской Народной Республики об открытии пассажирского сообщения между двумя государствами. 22 июля 1926 года в шесть часов утра летчик В.Л. Галышев на шестиместном самолете "Моссовет" вылетел в первый рейс по маршруту Верхнеудинск(Улан-Удэ)-Усть-Кяхта-Алтан-Булак-Урга(Улан-Батор). Вместе с Галышевым вылетели линейный механик Ф.И. Грошев, технический руководитель линии С.Я. Корф, начальник ремонтных мастерских К.Иванов и механик Н.Орлов. В качестве первого пассажира летел специальный корреспондент «Бурят-Монгольской правды» Н.Зорев. Так была открыта Бурят-Монгольская воздушная линия, и впервые в Сибири установлено регулярное воздушное сообщение. Этот день стал днем рождения гражданской авиации Сибири и Дальнего Востока, и днем открытия в этом огромном регионе первой международной авиалинии.

В августе 1920 года состоялось официальное открытие новых воздушных линий Иркутск-Бодайбо и Иркутск-Якутск, связавших с Транссибирской железнодорожной магистралью золотодобывающий район и Якутию. Первый почтово-пассажирский рейс Иркутск-Бодайбо-Иркутск был выполнен пилотом А.Демченко и бортмехаником М.Винниковым с 10 по 13 августа. Расстояние, которое самолет Ан-24 преодолевает за 2 часа, было покрыто за 13 часов 15 минут летного времени. Первый полет в Якутск был совершен за 7 дней - c 21 по 27 августа. Открытие воздушных линий Улан-Удэ-Улан-Батор-Иркутск- Якутск-Иркутск-Бодайбо сыграло решающую роль в дальнейшем развитии гражданской авиации в Восточной Сибири. На них приобретали и оттачивали летное мастерство первые пилоты, изучался и накапливался опыт эксплуатации и технического обслуживания самолетов в суровых климатических и географических условиях Сибири.

19 мая 1929 года совершен первый рейс на почтовой транссибирской воздушной магистрали Москва-Иркутск. Участок Иркутск-Красноярск обслуживали пилоты управления Сибирских воздушных линий Е.А. Ардавиани, А.В. Мансветов и И.С. Лопогонов.

Значительную помощь оказал воздушный транспорт горнодобывающей промышленности Сибири и особенно предприятия по добыче ценных металлов, расположенных в отдаленных от наземных транспортных путей районах: Мама, Бирюса, Джида.

Особую лепту в историю Сибирской авиации внесли летчики, выполнявшие правительственные задания. За спасение в сложнейших метеоусловиях пассажиров затертого льдами у мыса Северный парохода "Ставрополь" один из лучших пилотов управления Виктор Львович Галышев был награжден орденом Красной Звезды.

За участие в эпопее по спасению экипажа, раздавленного льдами в Чукотском море парохода «Челюскин», летчики Восточной Сибири М. Слепнев, И. Доронин первыми в стране были удостоены высокого звания Герой Советским Союза. Летчик В. Галышев и бортмеханик Я.Савин были награждены орденом Ленина.

Восточно-Сибирское управление гражданкой авиации на основе самоокупаемости развития стахановского движения в 1935 году, первым из всех управлении гражданского воздушного Флота отказалось от государственной дотации.

Неувядаемой славой покрыли себя авиаторы-сибиряки в годы Великой Отечественной воины. За ратные подвиги на фронте летчикам В.Яницкому, К.Кудряшову, С.Асямову, Е.Паракину, А.Шевелеву, И.Могильчаку, П.Тихонову, замполиту Нижнеудинского авиапредприятия М.Петину присвоены звания Героев Советского Союза.

В 1957 году нашему коллективу, второму в стране после Московского транспортного управления, было доверено освоение и внедрение на авиатрассах Сибири и Дальнего Востока первенца реактивной авиационной техники - самолета Ту-104.

История авиации Восточной-Сибири неразрывно связана с развитием экономики и инфраструктуры региона, территория которого составляет 1557,6 тысяч квадратных километров. Объем авиационных перевозок пассажиров и грузов и авиаработ ПАНХ традиционно возрастал ежегодно и был одним из крупнейших в стране.

Парализовавший экономику страны кризис в 90тые годы привел к значительному снижению объемов перевозок, закрытию авиакомпаний, переводу аэропортов в посадочные площадки но, несмотря на возникшие экономические трудности, в настоящее время организации гражданской авиации Восточной-Сибири успешно развивают Гражданскую авиацию региона. Аэропорты Иркутск, Братск, Улан-Удэ и Чита, имеющие статус международных аэропортов успешно принимают международные рейсы в Корею, Китай, Японию, Турцию, Испанию, Грецию, Италию, Болгарию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Авиакомпаниями региона успешно проводится работа по освоению новых типов ВС такие как А-319, SUPER JET SSJ-100/200, ТВС-2МС, Ми-171А2, Ми-8АМТ, Ми-38. Осваиваются новые направления воздушной перевозки пассажиров на внутренних и международных воздушных линиях, расширяются сферы деятельности организаций в рамках авиационных работ. Проводится работа по реализации «Комплексного плана модернизации транспортной инфраструктуры до 2024г.», утвержденный Указом Президента от 07.05.2018 года, по модернизации АП Братск, АП Чита, АП Чара, АП Бодайбо. А так же направлены предложения по включению в КПМИ-2029 строительство и перенос АП Иркутск, модернизация АП Киренска и АП Усть-Кут. 

Направлена Федеральная и областная финансовая господдержка, на субсидирование региональных авиакомпаний «ИрАэро», «Ангара», «Аэросервис» на основании Постановления Правительства РФ №1242. Субъектами Восточно-Сибирского региона проводится активная работа по предоставлению субсидий из областных бюджетов в целях возмещения недополученных доходов при выполнении воздушных перевозок местными авиакомпаниями. Для примера Правительством Иркутской области на основании Постановления Правительства Иркутской области №41 бюджетом в 2021 г. предусмотрено выделение на осуществление пассажирских перевозок 351 млн. 649 тыс. руб., по состоянию на 01.04. 2021г.  освоено на выделение субсидий 93 млн.678 тыс. руб.


Уважаемые Коллеги, сегодня мы живем в энергичное и интересное время, когда Гражданская авиация развивается интенсивными темпами и Восточно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта является непосредственным участником в реализации государственных программ в развитии гражданской авиации Восточно-Сибирского региона и Российской Федерации в целом. Коллектив Управления приложит все усилия для успешного и бесперебойного функционирования вверенных организаций Гражданской авиации Восточно-Сибирского региона! 

И хочу Вам всем пожелать продолжение дальнейшего сотрудничества в оказании государственных услуг, вашим коллективам крепкого сибирского здоровья, безопасных полетов, и комфортного обслуживания при осуществлении воздушных перевозок!!! 


С праздником, с Юбилейной датой 95 лет гражданской авиации Восточно-Сибирского региона и с образованием 

Восточно-Сибирского Управления ГА!!!


Руководитель ВС МТУ Росавиации 

Целищев Дмитрий Владимирович